Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Духовно-нравственное воспитание

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Одной из важной составляющей духовно-нравственного воспитание является патриотическое воспитане. В современных условиях в воспитательноски процессе приоритет отдаётся именно патриотизму, потому что он позволит сформировать нравственного, обладающего чувством переживания за собственную страну, человека. Патриотизм — это ценность, основа духовно –нравственного воспитания.

Патриотизм (греч. patriotes — соотечественник, от patris — Родина, Отечество) любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам; «… одно из глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» . Патриот — это тот человек, который чтит историю своей страны, уважает существующий государственный строй, свято относится к долгу по защите государственных границ .

Патриотизм проявляется прежде всего в духовно-нравственной сфере жизни общества. Роль и значение патриотического воспитания возрастает в момент острого напряжения граждан (война, конфликты, обострение кризисных явлений, дестабилизация жизни в стране и т.п.). Такой этап общенационального испытания переживает нынешнее российское общество. Поэтому именно сейчас идея патриотизма может и должна быть тем стержнем, вокруг которого формируются готовность и способность граждан к активным действиям для блага Отечества. Однако эти же условия могут спровоцировать и негативные тенденции в обществе, основанные на фальсификации национальной идеи, её использовании в качестве социальной изоляции и дальнейшей дестабилизации общественных отношений.

Патриотизм рассмтаривается в нескольких аспектах : в философском, как общественно-историческое явление, обусловленное, с одной стороны, естественной привязанностью человека к родной земле, а с другой стороны, — общественно-политическими, экономическими и другими особенностями конкретного общества; в социально-педагогическом, как социально-нравственную ценность, которая отражает отношение человека к Родине и Отечеству; в психолого-педагогическом — как сложное нравственное качество.

Воспитание патриотизма является сегодня одной из приоритетных задач в деле обеспечения национальной и духовной безопасности страны. И в этом плане патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, экстремизму, сепаратизму и космополитизму.важна такая система образования, которая выстраивает пути патриотического воспитания с опорой на методологию «диалога культур», принципов культуросообразности, природосообразности, поликультурности образовательного процесса, понимания места и цели патриотического воспитания в целостной логике воспитания в образовательном учреждении, призвана обеспечить становление граждан, уважающих права и свободы личности, и проявляющих национальную и религиозную терпимость.

В условиях многонациональной и поликонфессиональной России осознание важности формирования патриотического сознания у подрастающего поколения и связанные с этим вопросы профилактики экстремизма в молодежной среде на государственном уровне имеет особую значимость. Об этом свидетельствуют следующие документы: Концепция государственной национальной политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1996 г. № 909;государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», разработанная на основе накопленных за последние десятилетия знаний, опыта и традиций патриотического воспитания граждан с учетом важности обеспечения российской гражданской идентичности, непрерывности воспитательного процесса, направленного на формирование российского патриотического сознания в сложных условиях экономического и геополитического соперничества; Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года № 1760-р; Проект Федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» и др., которые утверждают, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам.

В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии развития российской культуры, патриотизма и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Сегодня наблюдается последовательная тенденция роста числа социальных инициатив, направленных на преодоление указанных кризисных явлений. Возникают и получают развитие общественные объединения, ориентированные в своей деятельности на патриотическое воспитание и гражданское становление молодежи. Разрабатываются различного рода проекты и программы, предусматривающие создание условий для эффективной социализации молодежи, включения их в развивающие и социально полезные виды деятельности, воспитывающие нравственность, патриотизм, подлинную гражданственность. Активизируется благотворительная деятельность частных лиц, предпринимателей во взаимодействии с общественными, молодежными, религиозными организациями для преодоления унижающей людей бедности, улучшения социального самочувствия населения, воспитания патриотизма и гражданственности, духовно- нравственной культуры молодежи.

Важным направлением профилактики экстремизма является организация системы патриотического воспитания на основе системы социального партнерства и взаимодействия многоуровневой системы организаций, институтов системы образования, учреждений и служб, что предусматривает реализацию следующих направлений: обеспечение прав и свобод граждан; приобщение молодежи к труду, содействие в её трудоустройстве и занятости; развитие волонтерства и социально-направленной деятельности; поддержка организаций дополнительного образования детей, детских и молодежных общественных объединений; развитие музейной деятельности и другое.

Вывод

Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у подрастающего поколения чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у детей и молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга по защите интересов Родины. Безусловно, проводить профилактику терроризма и экстремизма среди молодежи намного выгоднее, чем ликвидировать последствия подобных явлений. Воспитание у молодежи толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, независимо от их национальности, религии, социального, имущественного положения и иных обстоятельств.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Оставить комментарий